Яндекс.Метрика

Глава II. Поход Манаса на Кашгар. Поход против одиннадцати дуудууней

- Эти пришельцы, оказывается, киргизы. Их батыра Манаса не может победить ни один человек. Он объявил мне, что если мы без боя покоримся, то он не причинит нам никакого вреда. Если же мы будем сопротивляться, то он рассеет наш пепел так, что он долетит до небес; поэтому давайте, подчинимся ему добром, вместо того, чтобы зря проливать кровь.

Народ Кырмуса согласился и покорился Манасу добровольно. Только после этого Кошой раскрыл перед народом, что он не Кырмус, а Кошой.

При разделе добычи, груженной на шестьдесят четыре одногорбых верблюда, Манасу достался груз тринадцати из них. Но все это перехватили десять алчных сыновей Орозду. Манас пытался их образумить, но они так сварливо противились, что Манас оставил их в покое.

- Ладно, пусть останется им, - сказал он, махнув рукой.

К шестисот восьмидесятитысячному войску Манаса прибавилось еще двухсоттысячное войско Кырмуса. Число всех его воинов достигло теперь восьмисот восьмидесяти тысяч.

Взяв из них четыреста пятьдесят тысяч, Манас двинулся на китайский народ дангытов, чтобы покорить его. Войско Манаса девять дней и девять ночей безостановочно двигалось по безводной, спаленной солнцем пустыне, на которой не было даже холмика величиной с коленную чашку, в которой не встречались даже враги, в которой не было даже каркающих ворон. Кони устали, одежда износилась, у людей от жары и жажды потрескалась кожа губ. Многие воины стали роптать:

- Манас, ведя нас по безводной песчаной пустыне, наверное, хочет всех погубить!

Но вот они вошли в местность Аспаан, где били ключи, где колыхалась густая трава. Камыши там были толщиной с ведро, мухи - размером с мышь, мыши были величиной с щенка, ящерицы - как шестилетние дети, а черепахи были подобны громадным котлам. (20).

Манас послал шесть человек для осмотра дороги, шестьсот мергенов отправил на охоту, а всему остальному войску приказал расположиться на стоянку. Мергены возвращались домой с богатой добычей из семисот архаров и кульджей, как вдруг на дороге повстречался им великан. Ехал он на желто-пегой лошади, величиной в шестнадцать обхватов, ширина его самого равнялась семи обхватам, на лбу у него находился единственный глаз, а каждое ухо было в два обхвата.

Подобно стаду баранов погнал он своей лошадью по дороге шестьсот мергенов, во главе которых были Кутубмерген и Абдула, и пригнав к своей пещере, начал бросать туда сразу по десять человек.

Мергены обнаружили в пещере девяносто двух пленников, прикованных железными цепями. При виде такого зрелища они подумали:

Вот где наша погибель!

Но один из них, Кутубмерген не растерялся и в то же мгновение, когда появился великан, выстрелил ему в лоб. Единственный глаз великана вытек, и так он погиб (21).

Тогда мергены освободили всех прикованных и выкарабкались из пещеры. Оказалось, что прежние пленники великана просидели на цепи долгие годы - от двух до семи лет. Один из них сказал:

- С тех пор, как я попал в руки великана, исполнилось семь лет. Я оторвался от родины и бродил долго по свету, но наконец прибыл в страну италов, где женщины были неописуемо красивы, а мужчины подобно собакам (22). Они оказались очень гостеприимным народом. Я служил одному из них в течение трех лет, нажил себе столько добра, что едва мог его нагрузить на шесть лошадей. С этим богатством я отправился в путь на поиски родного края. Через несколько месяцев странствования, я проел все мои запасы, и мне грозила голодная смерть, если бы я не встретился с караваном купцов. Присоединившись к нему, я решил путешествовать, чтобы осмотреть лицо земли. Но во время одного из странствований мы встретили этого великана, который и посадил меня в пещеру.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.